Как сделать жетон метро 2033


Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033



Новосиби́рский метрополитен — скоростная внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в . Является самым восточным в . После запуска 28 декабря 1985 года стал первым и единственным за и в , а также четвёртым в России и одиннадцатым в .

Метрополитен работает с 6:00 до 0:00. В его системе действуют две линии с со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяжённость обеих линий — 16 км. Интервалы движения поездов — от 1 минуты 15 секунд до 12 минут (в зависимости от линии и времени суток). На всех станциях метрополитена присутствует покрытие сотовых операторов , , и .

В систему метрополитена входят 24 вестибюля, 32 эскалатора (на 7 станциях), 15 (понизительные и тяговые). На 2008 год действовало 46 тоннельных вентиляционных агрегатов, 14 тепловых узлов и более 300 километров различного назначения. Имеется и одно .

Стоимость разового проезда составляет: по жетону — 20 рублей; по «Единой транспортной карте» стоимость проезда — 19 рублей; по «Дисконтной социальной карте», «Карте школьника» и «Карте студента» (тариф «Экономный») — 10 рублей. Себестоимость проезда (на апрель 2012) — 14 рублей 59 копеек.

По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в среднем за последние 3 года около 85 млн пассажиров в год. Всего же за годы своей работы подземка перевезла уже более 2 миллиардов пассажиров — 27 февраля 2012 года её работники встречали двухмиллиардного пассажира.

Содержание

По состоянию на начало 2017 года Новосибирский метрополитен насчитывает 13 действующих . Они расположены на двух линиях — и . Эксплуатационная длина обеих составляет 15,9 км. Ежесуточно по Ленинской линии проходят 482 поезда, а по Дзержинской — 344.

Линии пересекают пока только шесть , хотя разработанный перспективный проект развития метрополитена покрытие девяти районов — всех, кроме . В настоящее же время покрытие станциями весьма неравномерно. Наибольшая концентрация станций в  — 4 станции, в , Заельцовском и , — по 2 станции, а в и Железнодорожном расположено по 1 станции. Ещё одна станция («Золотая Нива») одновременно находится в Дзержинском и Октябрьском районах. Наземный участок Ленинской линии имеет  — через реку .

Среднесуточная перевозка в месяц наибольшего пассажиропотока — 267,0 тыс. пассажиров (октябрь 2013 года). Пиковый среднесуточный объём перевозок — 338,6 тыс. пассажиров (6 декабря 2013 года).

По состоянию на сентябрь 2012 года, интервалы между поездами составляли: от 3-3,5 минут в часы пик до 5 минут днём. В ноябре интервалы были сокращены: в утренний час пик — до 2 минут 45 сек, а в вечерний — до 3 минут. После же 23:00 интервалы составляют до 13 минут.

Значок советского периода «Новосибирский метрополитен». Клеймо Завода художественных изделий и сувениров, г. Новосибирск.

Основная статья:

В при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «» (до этого «Новосибпроект»). В конце разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично , в августе приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «» — филиалу «». В году был разработан новый вариант . проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утверждён , а в  — месяцем ранее.

Датой начала строительства считается 12 мая года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая . С начала 1980 года начались работы по , включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). 28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.

7 января года метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «» была введена в эксплуатацию только 28 декабря . А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58 километровый тоннель — до станции «». Следующая же станция, «», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «»(и 26 октября она была закрыта судом — на 30 суток, якобы в связи с конструкционными проблемами). Инициатива по закрытию станции принадлежала . Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года.

Новосибирская организация и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.

В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в , станций применялись: и , , цветные , художественная и облицовочная . Для следующих станций применили (серо-кремовый) из , а также минералы, добытые на , в , на , в и в .

На последних двух пущенных в Новосибирском метрополитене станциях («», «») строители применили современные материалы: , , , покрытия; , .

График работы[ | ]

  • Новосибирский метрополитен открыт для пассажиров с 06:00 до 00:00. На некоторых станциях с двумя вестибюлями только один открыт всё время, остальные же работают по сокращённому графику.
  • По некоторым праздникам (, , , и т. п.) часто принимается решение о продлении времени работы метрополитена (как правило, до 01:00 или 01:30).
  • Средний между поездами (от отправления одного состава до отправления следующего) составляет от 4 до 5 минут. Минимальный интервал в «часы пик» — от 2 минут 45 секунд (утром) до 3 минут (вечером), а максимальный интервал может достигать 13 минут (например, ночью).
  • График движения поездов выполняется на 99,97 %.

Правила[ | ]

Запрещающие знаки

Правила пользования метрополитеном утверждены Постановлением мэрии города Новосибирска от 07.12.2010 № 5474. Их общий перечень приведён на . Нарушение правил влечёт ответственность в соответствии с законодательством. Ниже приведена выдержка из правил.

В метрополитене запрещается:

  • Проходить за линию турникетов и провозить багаж без оплаты проезда.
  • Курить.
  • Распивать спиртные напитки и находиться в состоянии опьянения.
  • Наносить надписи или расклеивать объявления.
  • Провозить:
  1. Громоздкий багаж (длиной свыше более 220 см или по сумме габаритов более 200 см), а также багаж, который может привести к травмированию других пассажиров.
  2. Огнестрельное оружие, зловонные и опасные вещества и предметы (легковоспламеняющиеся, токсические, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и подобные), открытый огонь.
  3. Легко бьющиеся предметы, лыжи, коньки, мелкий садовый инвентарь, а также режущие и колющие предметы (без чехлов).
  4. Велосипеды, мопеды, мотовелосипеды, транспортные средства.
  5. Животных и птиц без клеток, кроме собак-поводырей.
  • Передвигаться по станции на роликах, самокатах и других транспортных средствах, кроме инвалидных колясок.
  • Заходить за ограничительную линию у края платформы до прибытия поезда.
  • Прислоняться к дверям вагона и мешать входу и выходу пассажиров.
  • Проезжать в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров.
  • Открывать двери вагонов во время движения и препятствовать их закрытию.
  • Проникать в кабины поездов, в служебные, производственные, ограждённые помещения метрополитена.
  • Спускаться на путь, подкладывать и сбрасывать на пути любые предметы.
  • Размещать багаж на пассажирских сидениях.

Правила пользования эскалатором:

Leninskaya line (Nsk subway) - perspective.JPG
  • Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа, лицом по направлению движения. Проходить слева, держась за поручень.
  • На эскалаторе запрещено: находиться босиком, бежать, сидеть на ступенях, наступать на ограничительную линию на ступенях, ставить вещи на поручень.

Безопасность[ | ]

На станции «» есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа. Имеются интроскопы и сканеры «Homo Scan», который позволяет за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход в большинство вестибюлей станций контролируют не только для выборочного досмотра пассажиров, но также и приборы по обнаружению , химических и . Кроме того, в наличии у метрополитена имеются специальные нанокомплексы (ДВИН-1) по обнаружению и скрытых в багаже веществ, установки по поиску взрывчатки и .

Помимо этого, каждый входной турникет снабжён средствами радиационного контроля, блокирующими проход в случае обнаружения радиоактивных веществ. Вся информация об обстановке стекается в единый диспетчерский центр. Последний снабжён всеми необходимыми дополнительными серверами, источниками бесперебойного питания, видеомониторами. В диспетчерском центре информация обрабатывается дежурными операторами, которые координируют действия охранные службы. Пока что система работает на половине станций. Дооснастить остальные комплексной системой безопасности планируется в течение 2012—2013 годов. С 2010 года по 2012 год в Новосибирском метро велась работа по осуществлению программы безопасности. В 2013 году метрополитен получил на выполнение утверждённой «Комплексной программы обеспечения безопасности» от правительства России 152,1 млн рублей. На эти средства планируется установка интеллектуальной системы видеонаблюдения, систем радиационного контроля и подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также портативных анализаторов паров взрывчатых веществ. Кроме того, должны поставить специальное оборудование для выборочного досмотра пассажиров.

Метрополитен как защитное сооружение от глобальной угрозы[ | ]

В отличие от , Новосибирский не подходит в качестве объекта  — он слишком мелкий. Более того, метрополитен не входит в план эвакуации города Новосибирска. Об этом заявил начальник Управления гражданской защиты на пресс-конференции, посвящённой 80-летнему юбилею Гражданской обороны.

Видеонаблюдение[ | ]

Камера наблюдения во входном павильоне станции

Системы в метро Новосибирска были впервые смонтированы в 1995—1996 годах (после ликвидации Д.Дудаева, президента Чеченской республики Ичкерия.) однако они были децентрализованы и не охватывали все доступные пассажирам помещения.

28 декабря 2007 года началась реализация проекта «Системы видеонаблюдения на станциях Новосибирского метрополитена и передачи видеоинформации в ». Проект был разработан как часть федеральной программы антитеррористической защищённости объектов метрополитена. Целью этой программы является обеспечение безопасности пассажиров и повышение эффективности мероприятий, предупреждающих возможные аварии и террористические акты, а также усиление охраны общественного порядка.

Основная часть системы — , их информацию обрабатывает различное регистрационное и технологическое оборудование. Таким образом, есть возможность работать с видеоинформацией в постоянном режиме. Все данные с камер аккумулируются в ситуационном центре в дежурной части отдела полиции по охране метрополитена. Специалисты в режиме реального времени видят обстановку во всех помещениях метрополитена и могут оперативно реагировать на возникновение нештатных ситуаций.

Проект начался с оснащения помещений пяти станций:

Проект показал свою эффективность, и в 2008 году система видеонаблюдения в новосибирском метрополитене была установлена на всех остальных станциях.

СЗИОНТ[ | ]

Система СЗИОНТ

МЧС установило систему СЗИОНТ (система защиты, информирования и оповещения населения на транспорте). Система включает терминалы для связи с операторами МЧС, имеет связь с всероссийской системой оповещения населения, а также оборудована датчиками на наличие радиации и химических веществ.

ОКСИОН[ | ]

Имеется и совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «» (общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения). Система представляет собой комплекс, включающий информационные мониторы, а также кнопки экстренного вызова специальных служб. На мониторы поступает информация о поведении людей в тех или иных экстренных случаях. Комплексы имеются на 9 станциях — как на Ленинской, так и на Дзержинской линиях.

Оплата проезда[ | ]

Турникеты и оплата проезда[ | ]

Турникеты

Автомат по продаже жетонов

, находящиеся на входе и выходе станций Новосибирского метрополитена, установлены типовые, называемые АКП (автоматические контрольные пункты). Проходить на станцию через АКП нужно, когда загорается зелёный индикатор. После чего через 5 секунд вновь загорается красный индикатор. Турникетом можно пользоваться при помощи и электронных транспортных карт.

Оплатить проезд можно несколькими способами:

  • Жетоном на одну поездку. Металлический жетон медного цвета приобретается либо в кассе, либо в специальном автомате по их продаже (АПЖ). Для прохода необходимо опустить жетон в специальное отверстие и дождаться появления зелёного света на индикаторе.
  • Транспортной картой. Используется система «Электронный проездной — Новосибирск», которая охватывает весь пассажирский транспорт города. В рамках системы действуют четыре типа карт: «Единая транспортная карта», «Студенческая карта», «Карта школьника» и «Социальная карта».
  • Бесконтактными банковскими картами с технологиями MasterCard PayPass и Visa PayWave. Для оплаты необходимо приложить карту к валидатору турникета с логотипами Visa и MasterCard, дождаться загорания зелёного индикатора на валидаторе и звукового сигнала, затем (при наличии денег на карте) должна отобразиться зелёная стрелка. В этом случае, проход свободен. Стоимость проезда по банковским картам 20 рублей.
  • Услуга «Мобильный билет». При наличии смартфона с технологией NFC и SIM-карты оператора «Мобильные ТелеСистемы» с приложением «Мобильный билет», можно оплачивать проезд непосредственно со счета мобильного телефона (переодически пополняя счёт приложения). Для оплаты достаточно коснуться телефоном валидатора турникета с логотипом мобильного телефона и дождаться зелёной стрелки. Стоимость проезда 19 рублей.

Тарифы[ | ]

С самого момента своего открытия для пассажиров проезд, как и во всех метрополитенах , оплачивался при помощи монет. Для того, чтобы пройти на станцию, пассажиру необходимо было опустить в монетоприёмник турникета . Кассиры осуществляли размен купюр, а установленные в вестибюлях разменные автоматы — разменивали монеты. Этот тариф просуществовал почти пять лет, до года, когда стоимость проезда выросла сразу в три раза и часть турникетов была переделана на приём , а часть — на приём трёх пятаков.

Жетоны и монеты для прохода через турникеты

Вначале проход осуществлялся 5 коп. монетой (с 1986 г.)

Со 2.04.1991 г. проход через турникет стал «стоить» 15 копеек

В том же 1991 г. вместо монет ввели жетоны

В 1992 г. жетоны поменяли на другие, медного цвета

С в конце того же , турникеты перестают принимать монеты. В качестве нового средства оплаты в обращение вводятся металлические жетоны из медно-никелевого сплава (белого цвета). С этого момента отпала необходимость кардинально перестраивать турникеты при смене тарифа, просто жетоны продавали по новой цене. Однако была и другая проблема — при повышении часть пассажиров заранее запасается жетонами, чтобы использовать их по новому тарифу. В следующем году белые жетоны поменяли на стальные «медные» жетоны, действующие и сейчас.

В году для проезда в метро вводятся контактные электронные расчётные карты (ЭРК). При любом количестве поездок, каждая обходилась на 10 % дешевле. Приём карт осуществлялся во всех вестибюлях станций и только двумя турникетами (с изменёнными лицевыми панелями). Причём турникеты для карт расположили ближе всего к кабине контролёра. Остаток денежных средств на карте можно было проверить на специальных устройствах, созданных в корпусах разменных автоматов.

ЕТК. Социальная карта

С 1 октября года в обращение вводятся электронные карты нового типа, многоразовые. Новая расчётная карта была многоразовой — на микрочипе содержалась информация о количестве поездок. Продажа таких карт и пополнение производились кассиром. Стоимость составляла 50 рублей, а скидка при поездках — от 10 % до 15 %. Основным её недостатком являлось временное ограничение на поездки: 10 поездок были действительны месяц, 20 — два, а 50 поездок были действительны на протяжении 3-х месяцев. В дальнейшем это ограничение было снято.

На 1 января 2011 года в Новосибирском метрополитене были установлены следующие тарифы на проезд: стоимость жетона или провоза одного места багажа составляла 15 рублей (по  — 14 рублей, а по «Студенческой карте» или «Карте школьника» — 7 рублей 50 копеек). В 2013 году с до 18 рублей повысилась стоимость жетона в метро В этом же году метрополитен планирует полностью перейти на карточки, а жетоны в качестве средства оплаты будут выведены из оборота.

В марте 2016 года оплата проезда стала осуществляться и по банковским картам систем MasterCard PayPass и Visa PayWave.

Стоимость проезда в Новосибирском метрополитене менялась следующим образом:

Доступность метро для лиц с ограниченными возможностями[ | ]

Ни одна из станций Новосибирского метрополитена не оборудована лифтами. Единственная станция, проект которой предусматривал размещение в одном из вестибюлей для инвалидов — это станция «». Что касается всех последующих станций, то перспективные станции Новосибирской подземки планируется оборудовать лифтами на стадии проектирования. Что касается действующих станций, то внутри них установить лифты невозможно, даже если провести их , поэтому проектировщиками рассматриваются варианты — например, с размещением лифта у входа на станцию.

На сегодняшний день к услугам лиц с ограниченными возможностями предлагается предварительно заказываемый мобильный гусеничный лестничный подъёмник, имеющий до 130 кг. В дальнейшем к метропоездам будут доставлять мини-электрокары.

Сотовая связь и Интернет[ | ]

Все станции Новосибирского метрополитена покрыты 4 сотовыми операторами — «», «», и «» (включая MNVO Yota).

Эксплуатирующие, проектные и строительные организации[ | ]

Метрополитен — муниципальное предприятие, находится в собственности . Его эксплуатацию осуществляет МУП «Новосибирский метрополитен» (полное название — Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Новосибирский метрополитен»). Численность организации — 1578 человек. Начальником метрополитена (с апреля года) является . Предприятие подчинено Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

МУП «Новосибирский метрополитен» — исключительно эксплуатирующая организация, она участвует в создании документов и планировании новых объектов, но строительством и финансированием новых линий она не занимается. В пассажирском тарифе инвестиционной составляющей нет (присутствует только составляющая на реконструкцию и модернизацию), поэтому новое строительство ведётся только из казны (городского, областного и в случае помощи федерального бюджета).

С недавнего времени метрополитен освобождён депутатами от налога на часть имущества. Остаточная стоимость имущественного комплекса МУП — 9,8 млрд рублей.

Заказчик строительства[ | ]

Размещением заказов и координацией работ по сооружению занимается также специализированная эксплуатирующая организация — МУП «УЗСПТС» (Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений; с является преемником «Дирекции строящегося Новосибирского метрополитена». Тогда она по постановлению мэра была преобразована в «УЗСПТС», а в в одноимённое МУП). В настоящее время эта организация полностью независима от метрополитена и подчинена 1-му заместителю мэра города, который в декабре поменял её руководителя — Николая Бен-Хировича Хвана на Александра Викторовича Мысика. Хван руководил организацией с .

Проектировщики и застройщики[ | ]

Проектированием же и строительством подземных транспортных сооружений (станций и тоннелей) занимаются другие специализированные организации: и (первый спроектировал, а второй — построил большинство тоннелей и станций в подземке до середины ), (строил «» и один из её тоннелей), ЗАО «ФСК» (основной подрядчик на «»).

Мойка и уборка станций и тоннелей[ | ]

Уборка станций до недавнего времени производилась Новосибирским метрополитеном собственными силами. Но с 2007 года подобные работы производят (на конкурсной основе) компании.

Мойку тоннелей проводит один раз в квартал специально формируемый поливомоечный поезд. Он состоит из , которая имеет по всему своему корпусу . Эту цистерну тянут одновременно 3 , одна в голове и две в хвосте поезда. Таким образом производится мытьё каждого участка (около 5 км) на два раза, при выключенном в тоннелях освещении. Путевой бетон в пределах станции поезд не моет. Скорость движения при этом — от 5 до 10 км/ч. Объём цистерны составляет 26 . Этого хватает, чтобы вымыть 3 перегона по одной стороне. Заправка водой осуществляется в депо и на станциях.

Также путевой бетон в тоннеле и на станции моют вручную, пожарными шлангами из тоннельного водопровода.

Новосибирского метрополитена — один из самых высоких в России. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он стабильно занимает третье место в России и уступает только двум метрополитенам: и . Доля метрополитена в перевозке пассажиров от муниципальной транспортной сети составляет 46,7 %.

Динамика перевозки пассажиров в метрополитене за первые 20 лет работы (с 1986 года по 2006 год):

Год 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Пасс.,
млн чел. 42,9 45,6 64,2 68,3 74,1 69,9 91,9 117,5 110,4 111,6 97,3 83,7 75,6 70,6 76,0 78,0 74,9 74,9 70,8 61,8 66,9

В последующие годы объёмы перевозок метрополитеном составляли):

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Пасс.,
млн чел. 69,6 77,5 69,9 73,9 75,6 82,5 88,8 87,7 80,7 Среднесут. перевозка,
тыс. пассажиров 190,7 211,8 191,5 202,4 207,1 224,0 243,3 240,3 221

Количество пассажиров в метро напрямую зависит от времени суток. Наибольший пассажиропоток наблюдается в утренний и вечерний  — с 07:40 до 08:50 и с 17:00 до 19:00. Наименьший пассажиропоток — с 06:00 до 07:00, а с 23:20 до 00:00 метро почти никого не перевозит В выходные дни пассажиров в метрополитене почти в два раза меньше, чем в будни. По данным 2013 года, наибольший среднесуточный пассажиропоток был отмечен в октябре (267,0 тыс. человек). Максимальная же суточная перевозка 2013 года была зафиксирована 6 декабря — 338,6 тыс. человек.


По данным за 2013 год, среднесуточный пассажиропоток станций (по убыванию) составлял:

«», самая загруженная станция метро

«», третья по загруженности станция метро

№ Станция Среднесуточная перевозка,
тыс. пассажиров 2013 Среднесуточная перевозка,
тыс. пассажиров 2015 1 46,2 42,2 2 30,5 28,3 3 30,0 27,6 4 25,9 21,9 5 - 19,2 18,6 6 18,5 16,3 7 13,1 12,6 8 12,8 13 9 12,3 11,5 10 10,4 9,5 11 9,5 10,6 12 9,0 8,8

Начиная с момента открытия и по 1993 год пассажиропоток в Новосибирском метрополитене постоянно рос, достигнув отметки в 117,5 млн человек. Однако затем наметилось системное снижение количества пассажиров — к 2005 году пассажиропоток упал почти в два раза (до 61,8 млн человек). После этого пошёл постепенный рост пассажиропотока, связанный с вводом новых станций и хроническими дорожными заторами, особенно на мостах. К 2013 году он составил 88,8 млн человек, но затем опять пошло снижение впервые с 2009 года — по итогам 2015 года до 80,6 млн.

Показатели работы[ | ]

В 2013 году в Новосибирском метрополитене:

  • Количество перевезённых пассажиров, тыс. пассажиров — 88795. в том числе оплативших проезд, тыс. пассажиров — 88221.
  • Среднесуточная перевозка, тыс. пассажиров — 243,3.
  • Среднесуточная перевозка в месяц максимальных перевозок (октябрь), тыс. пассажиров — 267,0.
  • Суточная перевозка в день максимальной перевозки (6 декабря), тыс. пассажиров — 338,6.
  • Среднесуточная перевозка по станциям:
  1. с максимальным пассажиропотоком (), тыс. пассажиров — 47,3.
  2. с минимальным пассажиропотоком (), тыс. пассажиров — 9,3.
  • Выполнение графика движения поездов, % — 99,97.
  • Общая среднесписочная численность работников — 1582.
  • Удельный вес перевозки пассажиров от общегородских муниципальных, % — 46,7.

Линии[ | ]

Метрополитен Новосибирска состоит из двух линий — и .

На обеих линиях при движении поездов по первому станции объявляются женским голосом, а при движении по второму — мужским. Аналогичным образом звучат предупреждения о прибытии поездов на станции. Голоса принадлежат Раисе Томилиной и Сергею Рябову, двум дикторам из , которых специально приглашали в собственную мини-студию метрополитена для записи информационных сообщений.

Эскалаторы[ | ]

Эскалаторы «Заельцовской»

В Новосибирском метрополитене действуют 32 . Они расположены на семи станциях и имеют марку ЭТ-5М и Е25Т (Золотая Нива): «Речной вокзал» — 8, «Октябрьская» — 3, «Площадь Ленина» — 6, «Площадь Гарина-Михайловского» — 3, «Сибирская» — 6, «Золотая Нива» — 3, «Заельцовская» — 3. Самый длинный эскалатор в городе имеет 150 ступеней и расположен на станции «» (длина ленты — 30 метров). Самый короткий эскалатор имеет 75 ступеней.

Самые старые из действующих эскалаторов расположены на двух станциях  — «Речной вокзал» и «Октябрьская». Они были пущены в эксплуатацию в конце . А самый новый эскалатор расположен на станции «». Он был запущен совсем недавно, в .

Станции[ | ]

В Новосибирском метрополитене 13 станций. Они организованы в две линии, пересекающиеся в пересадочном узле, образованном станциями «Красный Проспект» и «Сибирская». Все станции расположены на территории города: 2 («» и «») — в левобережной части города, а остальные — на правом берегу. Из сданных в 1985 году главной является «». В процессе сооружения многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз.

Бо́льшая часть станций — подземные, только одна станция («») — наземно-подземная. Ещё одна («») — наземная, однако она не достроена (спроектирована на и ). Из подземных станций все 13 считаются . Глубокие станции отсутствуют. Станции мелкого заложения по конструкции подразделяются на:

  • : 4, «», «», «» и «»;
  • : 5, «», «», «», «» и «»;
  • : 2, «» и «».

имеет боковые платформы и посадку «справа». Ещё одна, , имеет островную платформу и является , где посредине платформы расположен (с шагом 4 метра) один ряд из двадцати шести колонн.

В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции под шестивагонные составы — с платформами длиной 120 метров. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в союзных и республиканских органах власти. Но затем было решено уменьшить протяжённость — по финансовым соображениям. В конечном итоге решили вначале запустить четырёхвагонные составы, а длину платформ сделать под пять вагонов, чтобы в дальнейшем перейти на метропоезда с увеличенным количеством вагонов. Так длина всех станций стала 102 метра, а длина посадочных платформ — 100 метров (5 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства метрополитена. Ширина платформы — 10 м.

Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.). Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат сообщения рекламного характера и напоминания о правилах пользования метрополитеном.

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы двух- или трёхленточные. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в ведении метрополитена находится 32 эскалатора.

Все подземные станции имеют как наземные, так и подземные , часто совмещёнными с . Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома, или объединёнными с ними (например вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Один из вестибюлей станции «Красный проспект» также играет роль перехода с одной станции на другую.

Самые-самые (статистика)[ | ]

  • Самая глубокая станция — «» (16 метров)
  • Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «» (наземно-подземная)
  • Самый длинный перегон — «» — «» (2967 метров, из которых 2145 метров перегона — )
  • Самый короткий перегон — «» — «» (927 метров)
  • Самый длинный  — 150 ступеней, длина ленты — 30 метров («Сибирская»).
  • Самые старые из действующих эскалаторов расположены на трёх станциях : «Речной вокзал», «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Они были пущены в эксплуатацию в конце .
  • Самый новый эскалатор расположен на станции «». Он был запущен в .

Интеграция с наземным транспортом[ | ]

Все станции являются пересадочными узлами с наземным транспортом, в том числе: с троллейбусами, автобусами и маршрутными такси — все станции; с трамваями — три станции («Речной Вокзал», «Площадь Маркса», «Заельцовская»), ещё у трёх («Красный Проспект», «Площадь Ленина», «Студенческая») трамвайные остановки расположены на параллельных улицах в 200—300 метрах от выходов из метро; три станции («Гагаринская», «Площадь Гарина-Михайловского», «Речной вокзал») являются пересадочными узлами с метрополитена на пригородные поезда. Итого с пятью видами наземного транспорта связана одна станция — Речной вокзал, с четырьмя — четыре станции (Заельцовская, Гагаринская, Площадь Гарина-Михайловского, Площадь Маркса), с тремя — восемь станций. В Новосибирске нет станций-сирот, с которых нельзя пересесть ни на один маршрут наземного транспорта, но есть станции, не образующие эффективных пересадочных узлов. Это станции «Маршала Покрышкина», «Студенческая», «Октябрьская». Из-за расположения на удалении от площадей и перекрёстков, мимо этих станций проходит очень мало «подвозящих» маршрутов, для которых это конечная остановка или единственная станция метро на маршруте. Множество маршрутов наземного общественного транспорта в Новосибирске имеют значительные участки следования параллельно линиям метро, что приводит к его серьёзному дублированию. Например, Дзержинская линия дублируется 79 и 96 автобусом, а Ленинскую дублирует 29 троллейбус (кроме станции «Октябрьская») и 5 автобус (кроме «Площади Маркса»).

Новосибирский метромост[ | ]

Метромост через р. Обь. Новосибирск

Основная статья:

через , длина которого вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). Он является самым длинным метромостом в мире.

Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой , заключающейся в связи левого и правого берегов . Изначально рассматривалось два варианта — подводный , либо . Также предлагался и третий — протянуть метро по второму ярусу существующего Коммунального моста, но резко против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста.

Предпочтение было отдано строительству мостового перехода, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект был разработан ленинградскими специалистами из (ныне ОАО «Трансмост») в . Сооружение моста продолжалось ровно пять лет — с февраля по февраль .

состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «», собственно мостового перехода, коробки, и короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы . Опоры моста имеют V-образный вид.

Обе галереи имеют остекление. В коробке ранее также существовали окна-иллюминаторы, однако в середине они были «прикрыты» защитными створками из-за сильного заноса моста снегом зимой и раздражения глаз машиниста и пассажиров от мелькания дневного света.

Подвижной состав[ | ]

Станции Новосибирского метрополитена и электропоезда Подборка голосовых объявлений станций в вагонах Новосибирского метро

Новосибирский метрополитен использует ту же , что и обычные железные дороги в  — 1520 мм. Для подачи тока используется , на который подаётся напряжение 825 В постоянного тока. Средняя эксплуатационная скорость поездов — 40 км/ч. Движением поездов посредством компьютерного интерфейса управляет установленная «Система автоматического управления поездами», разработанная и выпущенная . Система не только направляет состав, но и подсказывает диспетчеру как поступить в случае ошибки.

В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции с платформами протяжённостью 120 метров — под длину шестивагонного состава. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в и других союзных и республиканских органах. Однако это предложение было отвергнуто, по экономическим причинам. В итоге станции метрополитена были построены под длину пятивагонного поезда. Ещё было решено вначале запустить по линии четырёхвагонные составы, а уже в перспективе перейти на пятивагонные электропоезда. Пятые вагоны планируется запустить на линии в течение с 2014 года по 2015 год. Новосибирский метрополитен также предполагалось укомплектовать новыми вагонами типа «», как раз в то время они проходили испытания. Тем не менее их поставить на линию не удалось — разработка была отменена из-за несоответствия нормам пожарной безопасности.

В настоящее время инвентарный парк вагонов (тип ) составляет 96 единиц (24 состава по четыре вагона). 46 вагонов были произведены . Остальная половина — ещё двумя производителями: и .

Первые вагоны для метрополитена прибыли в электродепо «Ельцовское» 29 июля 1985 года. Они прибыли из по железной дороге. Все 54 привезённых тогда вагона были изготовлены в том же двумя заводами: Мытищинским заводом и Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова. Перед запуском метрополитена из них были сформированы составы из 4 вагонов и с открытием метро они начали курсировать по линии. В Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова выпустил для Новосибирского метрополитена ещё 2 трёхвагонных электропоезда, впоследствии дополненные вагоном и ставшие «полноценными». В 1990 году прибыл ещё один поезд. А в в город были привезены последние поезда, выпущенные в для Новосибирского метрополитена. Оба поезда изготовил также Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова.

В постсоветской России поезда начали поставляться для метрополитена с . Тогда предприятие получило сразу два трёхвагонных электропоезда. Перед выходом на линию один из составов был переформирован в четырёхвагонный, а другой — стал на долгое время подменным поездом. В 2001 году для метро была закуплена очередная партия из пяти вагонов (два головных и 3 промежуточных), образовавшая 4-х вагонный электропоезд. А один из прибывших вагонов включили в состав подменного поезда — с тех пор он самостоятельный.

В период с 2006 года по май 2007 года метрополитен, согласно конкурсу 2005 года, получил от «» четырёхвагонный метропоезд с раздельными антивандальными сидениями в вагонах. В следующем, 2008 году, в город для метрополитена прибыли новая дрезина-мотовоз и ещё один электропоезд из четырёх вагонов. В ноябре 2010 года метрополитен получил от ОЭВРЗ новый состав из двух головных и двух промежуточных вагонов (тип 81-714/717). С конца декабря 2010 года состав курсирует по обоим линиям.

Весной следующего года предприятие объявило открытый конкурс на поставку восьми вагонов типа . Конкурс выиграло Санкт-Петербургское ЗАО «» (бывш. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова). Оно получило от Новосибирского метрополитена 87,5 млн рублей предоплаты, за 8 вагонов. Эксплуатация новых вагонов должна была начаться с нового, . Однако, у завода возникли финансовые проблемы и заказ из 8 вагонов не был в итоге выполнен. Всего же с «Вагонмаша» метрополитен требовал через суд 126,9 млн рублей: из них 87,5 млн рублей составляла предоплата (по договору от мая ), ещё 35 млн — неустойка, а также 4 миллиона рублей — проценты, начисленные на эту сумму. Состоявшееся в октябре заседание суда постановило сделку разорвать и выплатить в пользу метрополитена полагающийся задаток (87,5 млн рублей) и неустойку (51,8 млн рублей).

В дальнейшем Новосибирский метрополитен не планирует покупать новых вагонов у «Вагонмаша». Основным поставщиком вагонов для него теперь стал ОЭВРЗ. В начале 2013 года петербургский завод, в рамках заключённого соглашения, поставил метрополитену первые 4 вагона, которые были выкуплены у ЗАО «Вагонмаш» и дособраны на ОЭВРЗ. В течение первого квартала 2013 года завод должен построить для Новосибирского метрополитена ещё восемь новых вагонов: два головных и шесть промежуточных.

В перспективе по Дзержинской линии власти планируют запустить поезда с дистанционным управлением.

Специальные поезда и вагоны[ | ]

  • Поезд IKEA — С 7 ноября 2008 года по 2009 год в метрополитене курсировал поезд, оформленный дизайнером . Снаружи, на дверях поезда, имелись лишь наклейки с логотипом компании. Интерьер же каждого из четырёх вагонов повторял дизайн IKEA: стены, обивка диванов. Даже на окнах в вагонах были установлены занавески.
  • Поезд с панорамами города — В июне 2009 года был запущен электропоезд, оформленный ко Дню города. На стенах вагона были размещены фотографии станций метро и панорам Новосибирска.
Музейный электропоезд «Новониколаевск — Новосибирск»
  • Поезда-музеи:
  • Экспозиция «Новониколаевск — Новосибирск» — 28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: «Так начинался Новосибирск» (—), «Будни великих строек» (—), «Город, войною опалённый» (—), «Новосибирск, устремлённый в будущее» ( — н.вр.). Последний был приурочен к 25-летнему юбилею метрополитена.
  • Экспозиция истории Академгородка — В конце 2011 года один из вагонов поезда-музея («Новосибирск, устремлённый в будущее») был переоформлен. Новой темой стала история , начиная с его появления в . Внутри вагона были размещены архивные фотографии, фотопортреты учёных и интересные факты из истории Академгородка.
  • Экспозиция Новосибирской ГТРК — В июле 2012 года в вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 55-летнему юбилею Новосибирской ГТРК. В историческом вагоне присутствовали в том числе и фотографии первых работников телестудии.
  • Экспозиция к юбилею филармонии и области — В октябре 2012 года в передвижном поезде-музее была открыта новая экспозиция, приуроченная к 75-летию и . В вагоне, посвящённом филармонии, присутствовали большие фотографии : под управлением дирижёра () и современные — с главным дирижёром . В другом вагоне поезда (тема «Годы великих строек»), размещавшем до этого хронику , было также произведено переоформление. Теперь в нём представили хронику : фото крайисполкома, , пассажиров первого трамвая в городе, купола будущего и портреты тогдашнего городского руководства.
  • Экспозиция «Наш Покрышкин» — 1 марта 2013 года в третьем вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 100-летию маршала и , прославленного лётчика . До этого в вагоне был зал о Великой Отечественной войне.
  • Вагон о мини-футбольном клубе «Сибиряк» — 7 мая 2012 года в метро был запущен электропоезд с вагоном, посвящённым мини-футбольному клубу «». В вагоне была размещена информация об истории клуба, детско-юношеской спортивной школе, игроках клуба, ближайших матчах и тренерском штабе.
  • Вагон с фотографиями сирот — В начале ноября 2012 года на Ленинскую линию вышел вагон, стены которого оформлены 55 фотографиями детей-сирот до 15 лет, находящимися в доме малютки и детских домах. Фотографии были снабжены контактными телефонами. В случае усыновления, по словам организаторов акции, фотографию поменяют на другую.

Электродепо[ | ]

Электродепо «Ельцовское»

Обе линии Новосибирского метрополитена в настоящее время обслуживаются одним электродепо. Оно расположено в города, по нечётной стороне улицы Нарымской, в овраге . Метродепо выполняет и обслуживание, и ремонт вагонов (в объёме до КР-1). В ближайшее время на территории депо ожидается появление собственной ремонтной базы, которая позволит выполнять капитальный ремонт вагонов собственными силами и без отправки на заводы или в . Капитальный ремонт одного вагона при этом обойдётся дешевле на 20 %, чем с отправкой на Московский Электромеханический Завод. Также здесь планируют ремонтировать эскалаторы.

Кроме того, на ближайшее время запланирован запуск ещё одного депо:

Инженерный корпус[ | ]

Здание инженерного корпуса

Инженерный корпус Новосибирского метрополитена расположен по адресу: улица Серебренниковская, дом 34. Рядом с корпусом находится станция метро «». Внутри здания — штаб-квартира предприятия МУП «Новосибирский метрополитен» (бывшее управление Новосибирского метрополитена).

Девятиэтажное здание инженерного корпуса является центром управления работой метрополитена. Корпус начал строиться из сборных панелей на месте деревянных домов начиная с 1983 года коллективом Сибакадемстроя. Холл и фасад здания отделаны . В июле 1985 года корпус был сдан для монтажа оборудования, а 1985 года, вместе с первым пусковым участком метрополитена, корпус был принят Государственной комиссией в эксплуатацию.

В здании имеются: ситуационный центр, диспетчерский зал поездных диспетчеров (один на обе действующие линии), управления санитарно-техническими устройствами, эскалаторами, устройствами электроснабжения. В инженерном корпусе также находятся устройства диспетчерской централизации систем регулирования движения поездов, линейно-аппаратный зал устройств связи, . Кроме того, здесь расположены отраслевые технологические пункты по проверке, регулировке и ремонту различной аппаратуры, а также инженерно-технический персонал служб и персонал управления метрополитена. С тоннелями корпус связан технологическим каналом.

  • Октябрь 1984 года. Приказом министра первым начальником ещё тогда строящегося Новосибирского метрополитена назначается (19.04.1930—23.03.1988), награждённый тремя орденами: , , «». на фасаде здания управления метрополитеном ему была открыта мемориальная доска.
  • Март 1988 года. Новым начальником метрополитена был назначен (р. 02.07.1934): , , . Награждён медалью «».
  • Апрель 2001 года. Начальником МУП «Новосибирский метрополитен» стал (р. 05.07.1951).
  • Май 2015 года. Начальником новосибирского метро стал ранее занимавший пост первого заместителя мэра Новосибирска Андрей Ксензов.
  • Апрель 2017 года. Начальником стал Аркадий Чмыхайло, генерал-майор, ранее начальник службы безопасности метрополитена

Основная статья:

Дата открытия Участок Станции Протяжённость, км Красный проспект — Студенческая 5 7,3 Площадь Гарина-Михайловского — Сибирская 2 1,56 Студенческая — Площадь Маркса 1 1,146 Красный проспект — Заельцовская 2 2,033 Сибирская — Маршала Покрышкина 1 1,08 Маршала Покрышкина — Берёзовая роща:
второй путь и оборотное движение 1 1,168 Берёзовая роща — Золотая Нива:
участок закрыт для движения
повторное открытие 1 1,54 Итого: 13 15,9 км

Ближайшие перспективы[ | ]

План. открытие Участок Станции Протяжённость, км 2020-е годы Золотая Нива — Гусинобродская — Волочаевская 2 2,124 + 1,14 2020-е годы Площадь Маркса — Площадь Станиславского 1 1,366 2023 Спортивная 1

Строительство метро может возобновиться в 2016—2018 годах в восточной части города. Планируется также строительство продолжения Дзержинской линии.

Дальнейшие перспективы развития[ | ]

Согласно Генеральной схеме развития метрополитена города Новосибирска, разработанной на основании Постановления от 30.03.1981 № 312, в городе Новосибирске должно было быть выстроено пять линий метрополитена из 53 станций общей протяжённостью 90,5 км.

№ Наименование линии Длина, км Количество станций Районы размещения Moskwa Metro Line 1.svg 20,5 15 Заельцовский, Центральный, Октябрьский, Ленинский Moskwa Metro Line 2.svg 14,7 8 Железнодорожный, Центральный, Дзержинский, Октябрьский, Ленинский Moskwa Metro Line 3.svg 13,6 8 Ленинский, Кировский Novosibirsk 4th metroline.png 21,1 12 Дзержинский, Центральный, Октябрьский, Первомайский Novosibirsk 5th metroline.png 21,2 10 Заельцовский, Калининский, Дзержинский, Октябрьский

В 1993 году была предпринята попытка корректировки этой схемы. В результате появилась Генеральная схема Новосибирского метрополитена. Также были неоднократные попытки по изменению схемы. Предложения по коррекции схемы в основных чертах могут быть сведены к следующим:

  • Объединение Кировской и Дзержинской линии в связи с отказом от жилого строительства в районе Затона;
  • Объединение северного участка Октябрьской линии с Первомайской линией при отказе от строительства южной части Октябрьской линии;
  • Изменения в трассировке вылетных участков линий метро для приведения их в соответствие с текущими планами развития города.

Таким образом, если бы не двойное пересечение Ленинской и объединённой Кировской-Дзержинской линий, схема превращалась в классический для советских городов «треугольник».

Значительные изменения предполагаемая сеть метрополитена претерпела после принятия генерального плана Новосибирска в . Авторы Генплана предлагали создание разветвлённой системы с кольцевой линией метрополитена, включающей два новых мостовых перехода через реку . В настоящий момент ведётся работа по корректировке спорных предложений генерального плана и формированию окончательного плана развития транспортной схемы города. В качестве дополняющих и частично замещающих метрополитен предлагается использовать линии . Вопрос о приоритете строительства линий классического метро после выполнения «Программы развития скоростных видов транспорта до 2015 года» между Ленинской, Кировской и Первомайской линиями будет, скорее всего, решён в пользу последней.

В апреле на слушаниях проекта планировки территории были утверждены две станции (из восьми) перспективной Кировской линии: «Громовская» и «Чемская». А был вынесен на слушания, а затем утверждён, проект участка перспективной Первомайской линии, проходящей в . Протяжённость этой части Первомайской ветки составляет 5,1 км и включает три станции: «Каменская», «Октябрьская» (пересадочная) и «Никитинская». За месяц до этого были одобрены две перспективные станции Первомайской линии: «Дворец культуры им. Чкалова» и «Сад Дзержинского». Они должны расположиться в . Ранее, в , были утверждены ещё три станции Первомайской линии: «Инюшенский бор», «Камышенская» и «Инская». Они разместятся вдоль продолжения улицы Кирова.

12 июля 2013 года Государственная экспертиза одобрила проект двух новых станций на Дзержинской линии и депо, которое расположится на месте Гусинобродского рынка. Предварительная стоимость проекта оценивается властями в 10,6 млрд рублей.

  • В в одну смену при проходке тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой» тоннелепроходчики установили рекорд 386 . Другие проложили в следующем году четыре .
  • 7 января 1986 года метрополитен перевёз 39 тысяч пассажиров, а 12 января 1986 года — свой первый миллион.
  • На момент постройки «Золотой Нивы» средний срок ввода новых участков для движения после открытия предыдущих составлял 4 года. Максимальный — 8 лет (Покрышкина), минимальный — 9 месяцев (Гагаринская и Заельцовская). Средний срок строительства одной новой станции — 2,5 года, без учёта пускового участка — 3,3 года.
  • Ни одна из действующих станций не переименовывалась после своего открытия.
Ленинская линия Дзержинская линия
  1. ↑ . Международная Ассоциация «Метро».
  2. ↑ .
  3. ↑ . ИТАР-ТАСС (21 декабря 2011). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  4. Китайник А.У., Муравьёв П. А. В Новосибирск пришло метро. — Новосибирск: Новосибирсккнигоиздат, 1986. — 208 с. — 15 000 экз. — -097-42-86.
  5. ↑ . Новосибирская «МЕТРО-ГАЗЕТА» (№ 33 (433)). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  6. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2013). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  7. . НГС.НОВОСТИ (18.04.2012). Проверено 1 марта 2013. 9 марта 2013 года.
  8. . НГС.НОВОСТИ (09.02.2012). Проверено 23 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  9. . НГС.НОВОСТИ (24.01.2013). Проверено 15 мая 2013. 15 мая 2013 года.
  10. . НГС.НОВОСТИ (05.09.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  11. ↑ . НГС.НОВОСТИ (22.11.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  12. ↑ . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  13. ↑ . Мир метро / Metroworld (2001-2008). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  14. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  15. . газета «Комсомольская правда» (20.04.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  16. . Архивариус N 1/2 (2006 год). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  17. . Сибкрай.ru (7.10.2010). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  18. . Комсомольская правда (26.10.2010). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  19. . БФМ.РУ (26.10.2010). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  20. . НГС.НОВОСТИ (09.02.2011). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  21. . (08.10.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  22. . Info.Sibnet (19.06.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  23. . (28.11.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  24. . Открытые системы (19.07.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  25. . НГС.НОВОСТИ (27.05.2013). Проверено 29 мая 2013. 29 мая 2013 года.
  26. . Комсомольская правда (09.10.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  27. . (24 января 2008). Проверено 24 января 2008. 26 февраля 2013 года.
  28. . НГС.НОВОСТИ (20.12.2012). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  29. . НГС.НОВОСТИ (09.03.2011). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  30. ↑ . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  31. . Золотая Корона (2004-2008). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  32. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  33. . www.korona.net. Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  34. . www.korona.net. Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  35. . www.nsk-metro.ru. Проверено 20 мая 2016.
  36. . www.nsk-metro.ru. Проверено 20 мая 2016.
  37. ↑ . «Аргументы и факты в Новосибирске» (02.11.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  38. . НГС.НОВОСТИ (22.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  39. ↑ . МетроЭНСК (2000). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  40. . РИА Новости (01.01.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  41. ↑ . НГС.НОВОСТИ (15.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  42. . Радио Юнитон (25.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  43. . НГС.НОВОСТИ (25.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  44. . НСН (21.03.2016). Проверено 21 марта 2016.
  45. . Nashtransport.ru (2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  46. . НГС.НОВОСТИ (13.12.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  47. . ФедералПресс (12.02.2015). Проверено 22 февраля 2015.
  48. . Комсомольская правда (07.12.2007). Проверено 26 февраля 2013. 9 марта 2013 года.
  49. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2012). Проверено 26 февраля 2013. 9 марта 2013 года.
  50. . Сибкрай (11.03.2012). Проверено 26 февраля 2013. 9 марта 2013 года.
  51. ↑ . Metro International (18.12.2012). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  52. . Российский налоговый портал. Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  53. ↑ . Интерфакс. Проверено 25 февраля 2013.
  54.  (рус.). Энциклопедия нашего транспорта. 26 февраля 2013 года.
  55. . НГС.НОВОСТИ. Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  56. Коллектив авторов. Новосибирское метро. История строительства. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004. — .
  57. . НГС.НОВОСТИ (14.01.2008). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  58. . Новосибирский метрополитен. Проверено 22 января 2012. 7 февраля 2013 года.
  59. Демин В. И. Первое в Сибири. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.
  60. .
  61. . газета «Советская Сибирь», Транспорт / Экономика / № 15 (26884) от 29.01.13. Проверено 8 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  62. .
  63. .
  64. На фоне автомобилизации населения и развития частного автобусного транспорта
  65. Введенный Бугринский мост позволил перераспределить пассажиропотоки между левобережьем и южной частью правого берега и облегчить транспортную ситуацию на остальных мостах
  66. . НГС.НОВОСТИ (08.06.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  67. . Новосибирская «МЕТРО-ГАЗЕТА» (№31 (531)). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  68. . forum.nashtransport.ru (17.03.2010). Проверено 26 февраля 2013. 9 марта 2013 года.
  69. . Комсомольская правда (25.01.2010). Проверено 1 марта 2013. 9 марта 2013 года.
  70. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (2012). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  71. . РИА Новости (26.10.2010). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  72. . Sibstro.ru (26.10.2010). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  73. . Журнал «Строительство и городское хозяйство Сибири», № 7, июль 2007 года (07.2007). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  74. . НГС.НОВОСТИ (26.05.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  75. . Сибкрай (21.03). Проверено 1 марта 2013. 9 марта 2013 года.
  76. ↑ . Сиб.фм (04.02.2013). Проверено 15 мая 2013. 15 мая 2013 года.
  77. ,  (12 октября 2010). Проверено 12 ноября 2010. «У ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» заключен контракт с «Новосибирским метрополитеном»».
  78. . НГС.НОВОСТИ (22.06.2007). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  79. . НГС.НОВОСТИ (22.12.2008). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  80. . НГС.НОВОСТИ (13.11.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  81. . НГС.НОВОСТИ (16.12.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  82. . НГС.НОВОСТИ (09.02.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  83. . НГС.НОВОСТИ (07.03.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  84. ↑ . Фонтанка. Ру (06.04.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  85. ↑ . Сиб.фм (12.07.2012). Проверено 23 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  86. . Деловой Квартал (04.02.2013). Проверено 24 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  87. . НГС.НОВОСТИ (16.01.2013). Проверено 4 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  88. . газета «Труд» (16.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  89. . НГС.НОВОСТИ (10.11.2008). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  90. . НГС.НОВОСТИ (24.06.2009). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  91. . НГС.НОВОСТИ (28.12.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  92. . Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка (2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  93. . НГС.НОВОСТИ (30.12.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  94. . Новосибирская «МЕТРО-ГАЗЕТА» (11.07.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  95. . «Российская газета» (04.10.2012). Проверено 15 мая 2013.
  96. . НГС.НОВОСТИ (03.10.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  97. . НГС.НОВОСТИ (01.03.2013). Проверено 2 марта 2013. 9 марта 2013 года.
  98. . НГС.НОВОСТИ (14.05.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  99. . НГС.НОВОСТИ (26.11.2012). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  100.  (рус.). Интерфакс (25.01.2013). 26 февраля 2013 года.
  101.  (рус.). НГС.НОВОСТИ (17.12.2009). 9 марта 2013 года.
  102. . газета «Комсомольская правда» (05.01.2013). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  103. . Официальный сайт Новосибирского метрополитен (2012). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  104. . Мэрия Новосибирска (02.08.2007). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  105. . «Герои страны» (2000). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  106. . Большая биографическая энциклопедия (2009). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  107. .
  108.  (рус.). Sibnovosti.ru.
  109. . НГС.НОВОСТИ (07.10.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  110. . НГС.НОВОСТИ (26.10.2010). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  111. . НГС.НОВОСТИ (09.02.2011). Проверено 9 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
  112. ↑ . Официальный сайт Новосибирского метрополитена. Проверено 16 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  113. . Метрострой (26.03.2012). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  114. . Мэрия города Новосибирска (2001). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  115. . Мэрия города Новосибирска (2001). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  116.  (недоступная ссылка — ). Правотека (1996). Проверено 2 января 2011.
  117. . НГС.НОВОСТИ (18.04.2012). Проверено 16 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  118. . Официальный сайт Новосибирского метрополитена (05-12-2012). Проверено 25 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  119. . НГС.НОВОСТИ (16.11.2012). Проверено 16 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  120. . НГС.НОВОСТИ (17.08.2011). Проверено 16 мая 2013. 20 мая 2013 года.
  121. . «РИА Новости» (12.07.2013). Проверено 16 июля 2013. 19 июля 2013 года.

Основная статья:

Сайты о Новосибирском метро Фотографии Узкоспециализированные сведения Обсуждения Звуковые объявления из вагонов метрополитена Документальные фильмы о подземке
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%F1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%EC%E5%F2%F0%EE%EF%EE%EB%E8%F2%E5%ED


Как сделать жетон метро 2033 фото


Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Как сделать жетон метро 2033

Далее: